Искусственный риф из вагонов метро: почему Нью-Йорк топит поезда? - mos24news
16.09.2025

Искусственный риф из вагонов метро: почему Нью-Йорк топит поезда?

В водах залива Дэлавера вот уже более 20 лет на дне покоится несколько сотен старых вагонов метро из подземки Нью-Йорка. Нет, это не следствие темных делишек итальянской мафии, не результат коррупционных схем и не нарушение экологического законодательства — власти Нью-Йорка совершенно официально отправили в гости к Посейдону 619 вагонов, создав «искусственный риф».

Как утверждают власти, из вагонов были убраны все опасные материалы, которые могут представлять опасность для подводных обитателей, жителей прибрежных регионов и т.д. Как отмечает руководитель программы Департамента природных ресурсов и экологического контроля штата Делавэр Джеф Тинсман: «Это, по сути, роскошные дома для рыбы». Правда, нью-йоркцы продолжают регулярно выражать свое недовольство. В частности, жители города выражают недовольство присутствием асбеста в вагонах — его просто невозможно «изъять» из механизма полностью. Критика в адрес властей поступает ежемесячно на протяжении всего существования рифа.

История становится еще более пикантной, если знать, что именно власти Нью-Йорка и были первыми инициаторами «антиасбестовой паники» в городе. Дело в том, что в конце XX века в Западной Европе шла активная кампания против применения амфиболового асбеста в строительстве и промышленном производстве. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат с молекулой железа, организованный в тончайшие волокна. Он обладает устойчивостью к кислотам, так что, попадая в респираторную систему человека, амфибол остается там на долгие годы, провоцируя серьезные заболевания и, в частности, онкологию. В Испании, Франции, Великобритании и других странах начались массовые протесты, которые стимулировали местные власти запретить амфиболовый асбест. Правда, вместе с ним запретили и другой вид минерала — хризотиловый. Хризотиловый асбест представляет собой гидросиликат магния, не обладающий устойчивостью к кислотам. Он выводится из респираторной системы человека за короткий промежуток времени, и сегодня разрешен во многих странах мира.

Собственно, это и стало проблемой для Европы. На подконтрольных ей месторождениях в Северной Африке и Скандинавии в основном добывали амфиболы, а хризотилом владели Канада, Бразилия, Россия… Для защиты внутреннего рынка от хризотила руководство многих стран приняло стратегическое решение о запрете вообще всех видов асбеста, что сильно помогло производителям их синтетических аналогов. Но, причем же тут США? Демократы, традиционно близкие с Европой, поддержали начинание и Нью-Йорк оказался одним из наиболее активных участников процесса. В ход пошли СМИ, общественные организации, журналистские публикации, и, спустя совсем немного времени, жители города начали бояться асбеста как огня. Кстати, в США по понятным причинам в основном использовали канадский хризотил, но это уже никого не волновало.

Затем, спустя кое-какое время, встал вопрос — куда девать старые вагоны метро? Собственные правила по утилизации асбеста стоили колоссальных денег, которых не было, вагоны занимали место на свалке и тоже «ели деньги»… При этом власти понимали, что хризотил вряд ли мог оказать существенное влияние на морскую экосистему — ни рыб, ни человека он отравить в реальности то не мог. Видимо, именно поэтому и была проведена эта интересная акция по утоплению старых вагонов метро, призванная сэкономить деньги и время. А общественное мнение? Что ж, придется говорить «вы не понимаете, это другое» на протяжении десятилетий. Впрочем, данная акция существенно дешевле, чем соблюдать собственные правила.