В 2021 году объем экспорта детских товаров из Москвы составил 12,1 миллиарда рублей.
Москва продолжает оказывать поддержку локальным брендам и знакомить с ними потребителей в России и за рубежом. В столице производится множество товаров повседневного спроса, в том числе такие востребованные, как детская одежда и обувь, средства по уходу за новорожденными и другие вещи для малышей, например игрушки. Они составляют достойную конкуренцию импортным аналогам. Компании, выпускающие такие изделия, могут рассчитывать на всестороннюю поддержку города — как информационную, так и финансовую.
Объем экспорта детских товаров из Москвы в 2021 году составил 12,1 миллиарда рублей, что на 23,4 процента больше показателей 2020 года. Основными импортерами являются Казахстан, Белоруссия и Вьетнам. Наиболее востребованы за границей произведенные в столице детское питание, игрушки и одежда.
«Сегодня продукцию для детей в Москве выпускают десятки малых и средних предприятий. Их товары соответствуют всем современным стандартам и отличаются высоким качеством. Город, в свою очередь, помогает столичным компаниям повышать узнаваемость их брендов и увеличивать продажи на внутреннем и внешних рынках. Для этого принят целый ряд мер поддержки бизнеса: от грантов на развитие производства до обучающих и экспортных программ, участниками которых уже стали многие предприниматели», — рассказала Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы.
Привлечь внимание покупателей и увеличить продажи
Одним из инструментов поддержки является программа «Сделано в Москве». На платформе сделановмоскве.рф размещают информацию о производителе и его продукции. В каталоге представлены такие товары для детей, как одежда и аксессуары, постельные принадлежности, игры и игрушки, мебель и прочее. На странице с описанием каждой вещи есть ссылки на сайт компании и популярные маркетплейсы, где ее можно приобрести.
Основная задача программы — повысить узнаваемость локальных брендов и увеличить продажи. Присоединиться к проекту можно, оставив онлайн-заявку. Пакет документов не требуется, единственное условие — наличие производственной площадки в Москве. Решение принимают в течение двух-трех дней.
Руководитель столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин отметил, что сейчас участниками программы «Сделано в Москве» являются более 300 брендов, в том числе свыше 35 компаний, которые специализируются на товарах для детей. Большинство из них производят одежду. Другие создают средства для ухода за младенцами, раскраски, развивающие тетради и книги, наборы для проведения научных опытов и даже сборные модели исторических кораблей по архивным чертежам. Лидерами продаж являются матрасы-коконы для новорожденных и льняные платья для девочек.
Гранты на развитие бизнеса и крупные контракты с поддержкой города
Помогают столичным предпринимателям и сервисы Московского инновационного кластера (МИК). Они позволяют найти новых партнеров, поставщиков, производственные площадки, узнать о доступных мерах финансовой поддержки.
В разделе «Свои технологии» представлены различные импортозамещающие решения. Так, через платформу МИК компания-производитель инновационной линейки детских зубных паст в короткие сроки нашла партнера для изготовления тары, аналога которой сейчас нет на российском рынке.
В течение недели коллеги из МИК предоставили нам список отечественных компаний, которые производят нестандартные изделия из пластика. Когда мы обсуждали проект с выбранным подрядчиком, стало очевидно, что под нашу задачу нет готового продукта — тюбика со специальным колпачком. Но оказалось, что возможности компании позволяют наладить выпуск продукции под любой требуемый объем. Именно тот факт, что нас не ограничивают в лимите заказов, как это было с зарубежными партнерами, стал решающим для нашего сотрудничества — Мария Гурова (предприниматель)
Московские производители также могут рассчитывать на гранты. Среди получателей такой поддержки — детское издательство, производители шариков для сухих бассейнов, комбинат по производству игрушек, компания детского питания и диетических продуктов. Кроме того, компании, выпускающие детские товары, для поиска новых рынков сбыта за рубежом могут бесплатно участвовать в экспортных акселераторах, представлять свою продукцию на международных выставках, бизнес-миссиях и маркетплейсах.
Например, производитель детской одежды по результатам участия в акселерационной программе Московского экспортного центра и бизнес-школы «Сколково» «Экспортеры 2.0» вышла на рынок Армении и заключила два экспортных контракта на общую сумму 54,5 тысячи долларов. А компания по выпуску комбинезонов, курток и конвертов для малышей благодаря поддержке города в рамках профильной выставки «Детство» в Алма-Ате заключила крупные контракты с партнерами из Белоруссии и Казахстана.
Мы уже запустили новый бренд детской верхней одежды. Также планируем вдвое увеличить штат сотрудников и зарплатный фонд. Наращиваем обороты и нацелены на импортозамещение. Уверены, что сейчас для этого есть все возможности — Виктор Иванов (генеральный директор компании)
Рост производства и увеличение объемов экспорта
На производстве товаров для детей в столице сегодня заняты сотни специалистов.
На территории Москвы работают 28 промышленных площадок, специализирующихся на производстве товаров для детей: одежды и обуви, товаров для творчества, развлечений и образования, уходовых и гигиенических средств, продуктов питания, школьной мебели. За восемь месяцев этого года только игрушек в городе выпустили в 6,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года — Владислав Овчинский
(руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы)
Большое внимание город уделяет и поддержке социальных предпринимателей, которые создают товары для детей. Для них организуют бесплатные обучающие программы, направленные на запуск и развитие бизнеса. Так, выпускники совместного акселератора столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития и Фонда поддержки социальных проектов успешно производят инклюзивные игрушки, образовательные наборы, а также ортопедическую обувь и специальную адаптивную одежду для ребят с ограниченными возможностями здоровья.