Русский сезон на Каннском кинофестивале 2021
В этом году Россия отправила на Каннский кинофестиваль шесть фильмов, четыре в конкурсах и два во внеконкурсных категориях. А создатели фильма привезли домой три награды: Гран-при за фильм «Хитти Нро.
6″ Юхо Куосманена совместно с Россией — поделился фильмом «Гареман» (Герой) иранского режиссера Асгара Фархади; Гран-при в секции «Особый взгляд» Кире Коваленко за «Разжимание кулаков»; и премия CST за техническое мастерство Владиславу Опелянцам за работу над «Гриппом Петрова» Кирилла Серебренникова. Оператор ранее сотрудничал с Серебренниковым над его фильмами «Лето» и «Студент».
Канны, пандемия и грипп Себренникова
В некотором смысле, в этом году казалось, что фестиваль проходит в другой период времени. «Набережная Круазетт», пляжная набережная в Каннах, была полна звезд с кинофестиваля без защитных масок — так же, как и дни до пандемии.
Но пандемия присутствовала на фестивале — на самом деле, казалось, это была одна из звезд фильма «Грипп Петрова» Кирилла Серебренникова. Тридцатилетний Петров днем работает механиком, а ночью карикатуристом. Это конец года, и у Петрова грипп. Он кашляет в автобусе и впадает в бред в толпе людей, в которой реальность, видения и фантазии сливается воедино.
Его жена, библиотекарь, тоже больна, только ее фантазии о сексе и мести. Петров заражает сына, который собирается посетить школьную новогоднюю вечеринку, и вспоминает вечеринку, на которую он тоже ходил в советские 1970-е годы. Эта партия осталась в его памяти вместе с потоком переживаний о прошлом, настоящем, смерти и жизни.
Фильмы основного конкурса, которые проходят в кинотеатре «Люмьер», обычно делятся на дневные и ночные премьеры. Считается, что вечерние показы более желательны. Показ фильма Серебренникова проходил в течение дня, но это не помешало зрителям заполонить кинотеатр.
Серебренникову не разрешают покидать Россию с 2017 года, и он не может сопровождать свой фильм в Канны. На красной дорожке фильм представили актеры, исполнившие ключевые роли – Юрий Колокольников, Чулпан Хаматова, Иван Дорн, Юлия Пересильд и Юра Борисов, а также продюсер Илья Стюарт.
Перед премьерой генеральный директор «Роскино» Евгения Маркова написала в Instagram: «Единственный фильм, полностью снятый в России в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Шоу началось… Удачи.
В каком-то смысле, однако, Кирилл Серебренников все-таки присутствовал на собственной премьере. Члены съемочной группы вышли к фотографам со значками с портретом режиссера. Эти же аксессуары были замечены на художественном руководителе Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо и президенте фестиваля Пьере Лескуре. Зрители встретили экипаж стоячими овациями.
«Грипп Петрова» — первый полнометражный фильм Кирилла Серебренникова с момента его освобождения из-под домашнего ареста. Она погружает зрителя в атмосферу угнетения, как физического, так и духовного. Хотя он был снят до появления коронавируса, он улавливает настроение страны в разгар пандемии и нации, оказающейся в коллективном испытании.
Свои намерения он объяснил международной прессе на Zoom: «Фильм может выглядеть метафорично, но он не имеет ничего общего с пандемией. Сюжет основан на романе Алексея Сальникова «Петровы во время гриппа и вокруг него». Русская литература известна своей пророческой, часто связанной с понятиями судьбы, абсурда и сюрреализма.
Россияне чувствуют себя комфортно с этим, и поэтому период абсурда и безумия, который пришел в Россию с пандемией, был нам вполне знаком».
Фильм длится почти два с половиной часа. Когда галлюцинации главных героев стали крайне хаотичными, часть зрителей начала уходить. Но большинство зрителей остались до конца. Мнения среди международных журналистов разделились.
Для Тода Маккарти («Дедлайн») фильм был похож на «физическое нападение в темном переулке или на то, что груз мусора застрял в вашем горле и навалился на вас, пока вы просто не сможете больше его вынести».
Но Паоло Мерегетти (Corriere della Sera) увидел в фильме «очарование русской души, с ее меланхолией и страстью, ее мечтами и готовностью к компромиссам».
Опелянц получил награду высшей технической комиссии фестиваля «за артистизм, заставляющий нас чувствовать лихорадочное состояние персонажей».
В поезде, темно
Обладатель Гран-при «Hytti Nro 6» (Отсек No 6) режиссера Юхо Куосманена несколько вольно основан на одноименном романе Розы Ликсом. Деликатный роуд-муви о путешествии двух беспокойных душ по России.
Одна из них — финская студентка-лесбиянка (Сейди Хаарла) с археологического факультета МГУ, направляющаяся в Мурманск, чтобы посмотреть на сохранившиеся там рисунки первобытных людей. Другой — провинциальный и всегда пьяный строитель (Юрий Борисов, который также снимался в «Гриппе Петрова»).
Два главных героя встречаются в купе поезда. Поначалу они не рады видеть друг друга. Но когда они путешествуют по заснеженной пустыне, между ними возникает невидимая духовная связь.
Чтобы снять этот фильм, Куосманен отправился в другую страну, погрузился в незнакомую атмосферу и снял фильм на неизвестном языке. Гран-при в Каннах он вполне заслужен.
Куосманен не был новичком на Каннском кинофестивале. Зрители, возможно, помнят его «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки», который получил награду в Un Certain Regard в 2016 году.
Западному зрителю, не привыкну к лирическим отступлениям, этот фильм может поначалу показаться немного абстрактным, но российские зрители узнают персонажей, а также обстоятельства, в которых они оказались.
Юг до Москвы и Кавказа
Фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки», победивший в номинации «Особый взгляд», посвящен жизни людей на Северном Кавказе, в частности одной молодой женщины, которая, кажется, находится под «домашним арестом», но пытается найти баланс между собственной жизнью и удушающими привязанностями отца и брата.
«Это маленькая интимная история, — сказал Коваленко, — с женщиной в качестве героини. Главным героем мог быть мужчина. Первая версия моего сценария была о трех братьях. В фильмах я не задаю социальных или политических вопросов. Мне всегда интересен человек и его отношения с окружающими».
Российский павильон в Village International в Каннах оказался очень популярным местом. Вдали от пандемии регулярно проводились встречи с кинематографистами, публичные презентации, коктейли.
Гостям были поданы традиционные блиники и сладости. Многие журналисты-международние были удивлены, обнаружив новое поколение российских кинематографистов и продюсеров, которые были открыты для совместных проектов.
Одним из главных событий российского павильона стала презентация новой экспортной инициативы Russian Content Worldwide (RCW), которая направлена на развитие международного сотрудничества, стимулирование интереса к российскому рынку контента, а также предложение мест съемок.
О том, что подобные инициативы успешны, свидетельствует недавняя церемония награждения, на которой награду получил совместный проект «Hytti Nro 6».